ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 08RS0012-01-2025-000041-60 |
Дата поступления | 30.01.2025 |
Категория дела | Иски, связанные с возмещением ущерба → О компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью |
Судья | Чимидов Александр Анатольевич |
Дата рассмотрения | 19.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 30.01.2025 | 10:00 | 30.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 30.01.2025 | 10:10 | 30.01.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 03.02.2025 | 11:32 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 03.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 03.02.2025 | 11:33 | 03.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 03.02.2025 | 11:33 | 03.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 19.02.2025 | 10:30 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 03.02.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 19.02.2025 | 11:45 | 27.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 26.03.2025 | 11:40 | 27.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 15.05.2025 | 12:37 | 15.05.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 15.05.2025 | 12:37 | 15.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Кейгер Анастасия Леонидовна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Управление ветеринарии Республики Калмыкия |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
21.03.2025 | ФС № 031965595 | Выдан | Взыскатель |
Дело № 2-45/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2025 года п. Цаган Аман
Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Чимидова А.А.,
при секретаре судебного заседания - Амыковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КЕЙГЕР А.Л. к Управлению ветеринарии Республики Калмыкия о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кейгер А.Л. обратилась в суд с указанным иском, мотивировав тем, что 31 октября 2024 года, находясь на рабочем месте в здании администрации Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, подверглась нападению безхозной кошки неизвестной породы. По обращению в отделение скорой медицинской помощи БУ РК «Юстинская районная больница» ей была оказана медицинская помощь и поставлен диагноз - «укушенные, оцарапанные раны правой кисти». В связи с полученной травмой ей назначено амбулаторное лечение в период с 31 октября 2024 года по 29 января 2024 года. В результате нападения животного ей были причинены физические и нравственные страдания, что выразилось в физической боли, стрессе, испуге и сильных переживаниях, образовалась гематома, опухла рука, появилась боль в руке, наблюдалось повышение температуры. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебное заседание истец Кейгер А.Л., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Управления ветеринарии Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах уважительности неявки суду не сообщил. До судебного разбирательства ответчиком поданы возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с их необоснованностью.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 26 января 2010 года "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" предусматривает, что по общему правилу, установленному п.1 и 2 ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст.1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Как разъяснено в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 31 октября 2024 года Кейгер А.Л., находясь на рабочем месте в здании администрации Юстинского РМО РК, была укушена безнадзорной бродячей кошкой, в результате чего ей были причинены телесные повреждения в виде укушенной, оцарапанной раны правой кисти. С полученными травмами Кейгер А.Л. обратилась в отделение скорой медицинской помощи БУ РК «Юстинская районная больница», где ей была оказана медицинская помощь и поставлен диагноз - «укушенные раны, ссадины правой кисти». В связи с полученной травмой ей назначено амбулаторное лечение в период времени с 31 октября (0,3,7,14,30,90 сутки) путем введения вакцины «Кокав», что также подтверждается медицинской справкой БУ РК «Юстинская РБ» от 12 декабря 2024 года №.
Согласно карте обратившейся за антирабической помощью от 31 октября 2024 года Кейгер А.Л. произведены прививки 31 октября; 3, 7, 14, 30 ноября 2024 года и 29 января 2025 года.
Таким образом, представленными письменными доказательствами подтверждается факт того, что Кейгер А.Л. была укушена безнадзорным животным, так как сведений о наличии его владельца в материалах дела не имеется и не оспаривается сторонами.
Согласно п.143 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение определенных вопросов, в том числе установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Статьей 3 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными; животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен; владелец животного - физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.
Частью 1 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев.
Согласно п.1 Положения об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 года № 220 (в редакции от 1 апреля 2022 года), Управление ветеринарии Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии. Управление осуществляет полномочия в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (п.4.17.1 названного Положения).
Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Калмыкия, осуществляемом Управлением ветеринарии Республики Калмыкия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 октября 2021 года № 423, на Управление ветеринарии Республики Калмыкия возложено осуществление регионального государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Калмыкия, предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, в частности, при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществлении деятельности приютов для животных.
В соответствии с п.1.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Калмыкия, утвержденного приказом Управления ветеринарии Республики Калмыкия от 16 мая 2024 года № 44-п, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включает в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в ч.7 ст.16 Закона об обращении с животными; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии со ст.18 Закона об обращении с животными.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Управление ветеринарии Республики Калмыкия наделено государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, однако в полной мере не выполнило возложенные на него обязанности в этой сфере, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о компенсации морального вреда, причиненного потерпевшей Кейгер А.Л. в результате укуса животным без владельца, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п.1 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из положений изложенных норм закона, принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, характер степень и объем причиненных потерпевшей Кейгер А.Л. физических и нравственных страданий, связанных с получением телесных повреждений в виде укушенной раны правой кисти, перенесенной болью при травме от укуса безнадзорной кошкой, с учетом ее индивидуальных особенностей, определенно испытавшей стресс от нападения безнадзорного животного, испуг, сильные переживания, учитывая принципы разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Управления ветеринарии Республики Калмыкия за счет средств казны Республики Калмыкия в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежных средств размере 20 000 рублей.
В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КЕЙГЕР А.Л. к Управлению ветеринарии Республики Калмыкия о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Управления ветеринарии Республики Калмыкия за счет средств казны Республики Калмыкия, идентификационный номер налогоплательщика №, в пользу Кейгер А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № №, выдан МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Юстинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: (подпись) А.А. Чимидов
Мотивированное решение суда изготовлено: 19 февраля 2025 года.
