ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 08RS0012-01-2025-000043-54 |
Дата поступления | 30.01.2025 |
Категория дела | Иски, связанные с возмещением ущерба → О компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью |
Судья | Санджиева Саглара Александровна |
Дата рассмотрения | 19.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 30.01.2025 | 10:06 | 30.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 30.01.2025 | 10:10 | 30.01.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 03.02.2025 | 09:11 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 03.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 03.02.2025 | 09:11 | 03.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 03.02.2025 | 09:11 | 03.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 19.02.2025 | 09:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 03.02.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 19.02.2025 | 11:00 | 30.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 29.05.2025 | 15:50 | 30.05.2025 | ||||||
Дело оформлено | 04.06.2025 | 14:20 | 04.06.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 04.06.2025 | 14:20 | 04.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Манджиев Церен Андреевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Управление ветеринарии РК | 0816021502 | 1120816009380 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
14.04.2025 | ФС № 031965601 | Выдан | Взыскатель |
Дело № 2-44/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2025 г. п.Цаган Аман
Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Санджиевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Болдановой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манджиева Ц.А. к Управлению ветеринарии Республики Калмыкия о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Манджиев Ц.А. обратился в суд с указанным иском, мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ он, находясь на рабочем месте в здании администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия, был укушен безнадзорной кошкой, в результате чего ему были причинены телесные повреждения в виде раны левой кисти. В отделении скорой медицинской помощи БУ РК «<адрес> больница» ему оказана медицинская помощь и поставлен диагноз «укушенные раны, ссадины левой кисти», впоследствии назначено амбулаторное лечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В результате нападения животного ему были причинены физические и нравственные страдания, что выразилось в испытанной физической боли, стрессе, испуге и сильных переживаниях, после укуса на руке образовалась гематома, рука сильно отекла, появилась нестерпимая боль, несколько суток наблюдалось повышение температуры тела, в связи с чем просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика Санджиев В.Н. просил отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности.
Истец Манджиев Ц.А. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления ветеринарии Республики Калмыкия Санджиев В.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах уважительности неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения настоящего дела заблаговременно размещена на официальном сайте Юстинского районного суда Республики Калмыкия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред.
На основании п.143 ч.1 ст.44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение определенных вопросов, в том числе установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Статьей 3 Федерального закона № 498-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными; животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен; владелец животного - физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.
Частью 1 ст.7 названного федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными, а также иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев.
Согласно п.1 Положения об Управлении ветеринарии Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), Управление ветеринарии Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии. Управление осуществляет полномочия в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (п.4.17.1 названного Положения).
Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Калмыкия, осуществляемом Управлением ветеринарии Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №, на Управление ветеринарии Республики Калмыкия возложено осуществление регионального государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Калмыкия, предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, в частности, при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществлении деятельности приютов для животных.
В соответствии с п.1.3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Калмыкия, утвержденного приказом Управления ветеринарии Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-п, деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными.
Согласно п.1.4. указанного порядка к мероприятиям при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев относятся отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в ч.7 ст.16 Закона об обращении с животными; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены в прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с ст.18 Закона об обращении с животными.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, находясь на рабочем месте в здании администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия, был укушен безнадзорной кошкой, в результате чего ему были причинены телесные повреждения в виде раны левой кисти. С полученными травмами истец обратился в отделение скорой медицинской помощи БУ РК «<адрес> больница», где ему была оказана медицинская помощь и поставлен диагноз «укушенные раны, ссадины левой кисти». В связи с полученной травмой ему назначено амбулаторное лечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем введения вакцины «Кокав». Согласно карте обратившегося за антирабической помощью ДД.ММ.ГГГГ,3,7,14,ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведены прививки.
Таким образом, представленными письменными доказательствами подтверждается факт того, что ФИО1 был укушен безнадзорным животным, так как сведений о наличии его владельца в материалах дела не имеется и не оспаривается сторонами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Управление ветеринарии Республики Калмыкия наделено государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев, однако в полной мере не выполнило возложенные на него обязанности в этой сфере, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о компенсации морального вреда, причиненного потерпевшему ФИО1 в результате укуса животным без владельца, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п.1 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ.
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит размер компенсации морального вреда.
Исходя из положений изложенных норм закона, принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, характер степень и объем причиненных потерпевшему ФИО1 физических и нравственных страданий, связанных с получением телесных повреждений в виде укушенной раны левой кисти, перенесенной болью при травме от укуса безнадзорной кошки, с учетом его индивидуальных особенностей, определенно испытавшего стресс от нападения безнадзорного животного, испуг, сильные переживания, учитывая принципы разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Управления ветеринарии Республики Калмыкия за счет средств казны Республики Калмыкия в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежных средств размере 20 000 рублей.
В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Манджиева Ц.А. к Управлению ветеринарии Республики Калмыкия удовлетворить частично.
Взыскать с Управления ветеринарии Республики Калмыкия за счет средств казны Республики Калмыкия в пользу Манджиева Ц.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № № (выдан МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 080-012), компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Юстинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий С.А. Санджиева
Копия верна С.А. Санджиева
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
